Буддист и нейробиолог — Как сострадание влияет на мозг

В 1992 году невролог Ричард Дэвидсон получил вызов от Далай-ламы. К тому времени он провел свою карьеру, спрашивая, почему люди, по его словам, по-разному реагируют на «пращи и стрелы жизни». Почему некоторые люди более устойчивы, чем другие, перед лицом трагедии? И действительно ли устойчивость может быть достигнута благодаря практике?

У Далай-ламы был другой вопрос к Дэвидсону, когда он посещал тибетского буддийского духовного лидера в своей резиденции в Дхарамсале, Индия.

«Он сказал:« Вы использовали инструменты современной нейробиологии для изучения депрессии, тревоги и страха. Почему вы не можете использовать те же инструменты для изучения доброты и сострадания? … У меня не было очень хорошего ответа. Я сказал, что это трудно.»

Ричард Дэвидсон

Далай-ламу интересовало то, что инструменты современной нейробиологии могут увидеть в мозге людей, которые годами, по словам Дэвидсона, «взращивали благосостояние… взращивали качества ума, способствующие позитивному мировоззрению». В результате и при его активном участии, вскоре после этого Дэвидсон двадцать один буддийский монах посетил и был обследован на электроэнцефалографе и МРТ в лаборатории Дэвидсона в Университете Висконсин-Мэдисон.

«Лучший способ активировать цепи позитивных эмоций в мозге — это щедрость», — сказал Дэвидсон, основавший Центр исследования здорового ума в Висконсинском университете в Мэдисоне, в своем выступлении на фестивале идей в Аспене. «Это действительно своего рода захватывающее нейронаучное открытие, потому что в созерцательной традиции есть жемчужины мудрости — Далай-лама часто говорит об этом — что лучший способ для нас быть счастливыми — это быть щедрыми по отношению к другим. И на самом деле научные доказательства во многом подтверждают это и показывают, что в мозге происходят систематические изменения, связанные с актами щедрости».

Дэвидсон и его коллеги провели простой эксперимент с восемью «опытными буддийскими практикующими», которые потратили в среднем 34 000 часов на медитативные практики. Они просили обследуемых переключаться между медитативным состоянием и нейтральным состоянием, чтобы наблюдать, как менялся мозг. Один из монахов описал свою медитацию как порождающую «состояние, в котором любовь и сострадание пронизывают весь разум без каких-либо других соображений, рассуждений или дискурсивных мыслей».

«Когда мы сделали это, мы заметили нечто замечательное», — сказал Дэвидсон. «То, что мы видим, — это гамма-колебания высокой амплитуды в мозге, которые указывают на пластичность», что означает, что этот мозг более способен к изменениям, например, теоретически может становиться более устойчивыми. Исследователи также обнаружили в МРТ-сканировании монахов, что область мозга, известная как передняя островковая кора был активирована более, чем в контрольной группе.

«У каждого невролога будет любимая часть мозга», — сказал Дэвидсон. Передний островок является одним из его, потому что именно здесь происходит большая координация мозга и тела. «Системы в мозге, которые поддерживают наше благополучие, тесно связаны с различными системами органов в нашем организме, а также связаны с иммунной и эндокринной системами таким образом, что имеют значение для нашего здоровья», — сказал он.

Сканирование мозга показало, что «сострадание — это некое состояние, которое в значительной степени затрагивает тело». Один из примеров: Дэвидсон и соавторы нашли в другом исследовании что практика, основанная на осознанности улучшала иммунный ответ на вакцину против гриппа — и субъекты были не «профессиональными» буддийскими медитаторами, а людьми, которые прошли восьминедельную программу обучения медитации осознанности. А короткий курс «Обучение состраданию» продемонстрировал более возникновение большей альтруистической настроенности по сравнению с контрольной группой.

Изучение буддийских мозгов стало бурным с тех пор, как Дэвидсон впервые встретился с Далай-ламой. Но до сих пор точно не известно, как сострадание влияет на мозг, улучшая здоровье или улучшая поведение. Гамма-волны и активная островковая кора могут рассказать вам только о связях между разумом и телом и, в свою очередь, о том, что действительно нужно, чтобы придумать свой путь к благополучию. Исследование Дэвидсона предполагает, сказал он, что «мы все можем взять на себя ответственность за наш мозг». В этом случае культивирование ответственности само по себе может быть первым шагом.

Перевод оригинальной статьи Кэти Гилсинан на сайте Atlantic